Официальный сайт

                   МБОУ Ольховчанская СОШ

Функциональная грамотность

 

          «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
                                                                                                                                                                 (А. А. Леонтьев)

          Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

         Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.
 
        В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Читательская грамотность - способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Естественнонаучная грамотность  отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.
Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.
Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Под креативным мышлением  понимают способность к продуктивному творческому подходу.
          Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций,  и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.
          Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.

 

 

Документы:

 

Приказ Рособрнадзора и Минпросвещения России от 06.05.2019 № 590 /219 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" 
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"

Приказ Минобразования Ростовской области "Об организации работы по повышению функциональной грамотности" от 15.09.2021 № 840
 
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ростовской области на 2021-2022 учебный год
Приказ Отдела образования Администрации Чертковского района  "О мерах по выполнению приказа  минобразования Ростовской области от 15.09.2021 № 840«Об организации  работы по повышению функциональной  грамотности» от 24.09.2021 № 347

План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год МБОУ Ольховчанская СОШ 

 

                     Ссылки на интернет-ресурсы, содержащие задания по

                         формированию      функциональной грамотности
• Основные подходы к оценке каждого из 6-ти направлений ФГ обучающихся, демонстрационные варианты диагностических работ, характеристики заданий и система их оценивания размещены на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/index.php

Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/

Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/

Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/

Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/

Открытый банк заданий ФИПИ для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы): https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti


Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)


• ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
 Издательство «Просвещение»
• Банк заданий по функциональной грамотности
 Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
   
 Методические материалы по формированию функциональной грамотности

Управление качеством образования: функциональная грамотность в контексте ФГОС и PISA

Организация работы по повышению функциональной грамотности обучающихся

Общие подходы к оценке функциональной грамотности обучающихся основной школы

Вопросы формирования и оценки естественнонаучной грамотности

Основные подходы к оценке глобальных компетенций обучающихся основной школы

Особенности заданий для формирования и оценки математической грамотности

Практикоориентированные подходы к развитию креативного мышления

 

Финансовая грамотность

           Центральным банком Российской Федерации разработаны просветительские материалы по финансовой грамотности в форматах видеороликов, а также листовок, плакатов и буклетов:

 Листовки по ФГ

 Плакаты по ФГ

 Видеоролики по ФГ (со звуком)

 Видеоролики по ФГ (без звука)

 Преамбулы к мтериалам по ФГ

 

                                                 Полезные ссылки по финансовой грамотности

 

                      Мероприятия по финансовой грамотности в МБОУ Ольховчанская СОШ

2022-2023 уч. год
 
 1. Обучающиеся 8- 11 классов принимали  участие в проекте Банка России "Онлайн-уроки финансовой грамотности для школьников":

Онлайн-урок "Вклады: как сохранить и приумножить?"

Онлайн-урок "Азбука страхования и пять важных советов, которые тебе помогут"

Онлайн-урок "С деньгами на "Ты" и Зачем быть финансово грамотным?"

Онлайн-урок "Личный финансовый план. Путь к достижению цели"

 2.    Формирование финансовой грамотности осуществлялось и в рамках урочной деятельности обучающихся. В начальной школе элементы финансовой грамотности вводятся в такие предметы, как «Математика» и «Окружающий мир». Решение арифметических примеров с разными величинами стоимости, объяснение полученных результатов, способствует формированию элементов финансовой грамотности и формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики. Обучающиеся учатся применять математику для решения практических повседневной жизни в сфере личных и семейных финансов, оценивать практические ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения жизненных проблем. На уроках окружающего мира младшие  школьники получают  первоначальные представления о человеке как члене общества, в том числе участника финансовых отношений, осознают  права и ответственность человека как члена общества и участника финансовых отношений, ценность трудовой деятельности в жизни человека, как основного источника получения дохода.
      В соответствии с требованиями  ФГОС ООО - 2021 финансовая грамотность включена:
в предметные результаты  «Обществознания», «Математики», «Географии», «Информатики».  В составе планируемых результатов по предмету «Обществознание» предусмотрено «…приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности
(включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного
выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана…». По предмету «География» планируемые  результаты включают «…умение решать практические задачи в сфере экономической географии для определения качества жизни человека, семьи и финансового
благополучия…». В планируемые результаты по предмету «Математика» заложено «…умение решать задачи на проценты, цену товаров и стоимость покупок и услуг, налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами…»     

        В соответствии с требованиями    ФГОС СОО - 2021    вопросы финансовой грамотности изучаются на уроках математики и информатики, истории и географии, обществознания. По учебному предмету «Математика» (включая курсы «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика»)  у обучающихся  формируется  «…умение решать текстовые задачи разных типов (в том числе на проценты, доли и части, на движение, работу, стоимость товаров и услуг, налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами). По учебному предмету «Информатика» (базовый уровень) требования к предметным результатам освоения базового курса информатики включают:
– «…понимание угроз информационной безопасности, использование методов и средств противодействия
 этим угрозам, соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное распространение персональных данных». По учебному предмету «Обществознание» (базовый уровень) требования к предметным результатам освоения базового курса обществознания  включают сформированность знаний «… об экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политики
поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике; о роли государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, этапах бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных решений; «…готовность применять знания
о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами;
использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства; … оценивать поведение людей и собственное поведение с точки зрения социальных норм, ценностей, экономической рациональности и финансовой грамотности»
 

 3. Согласно плану внеурочной деятельности НОО в течение учебного года проводились внеурочные занятия по курсу "Формирование финансовой грамотности".  В курс внеурочной деятельности на уровне ООО "Фукциональная грамотность. Учимся для жизни" включен модуль "Финансовая грамотность".

 

 

           

 

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения